Штрафы для автомобилистов повысятся в десять раз

321 – за, 60 — против. С таким счетом Госдума приняла в первом чтении законопроект об ужесточении наказаний автомобилистам.

Спорили долго, спорили напряженно. Больше всех, естественно, горячился Владимир Жириновский: «Вот вы тут сидите, а у Митрофанова, между прочим, банкет зачах, ему 45 лет. Это, может, последний в жизни юбилей. А фракция ЛДПР так вообще ездит в Думу на трамваях». Авторы законопроекта старались защищаться.

Неоднозначность этого закона нельзя не признать: поправки в КоАП увеличивают все штрафы в 10-15 раз, ужесточают (вплоть до 15 суток ареста) наказание за езду в нетрезвом виде. Таково очередное непопулярное детище парламентского большинства «Единой России». Не монетизация, конечно, но и не без некоторой антинародности. Особенно на антинародность напирают автомобилисты: депутаты вон на служебных машинах ездят, откуда им знать, что на самом деле творится на дорогах, и милиция нарушает закон куда хлеще, чем любой самый завзятый шумахер. Мало «медведи» гайки закрутили, теперь еще и колеса нам отвинтят и руль свернут.

Впрочем, для начала разберемся, что нам грозит. Поправки в КоАП увеличат в десять раз штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика. В настоящее время за такие правонарушения предусмотрен штраф в 100 рублей, разработчики же настаивают, что он должен составлять 1 000-1 500 рублей, а то и лишение прав на два-четыре месяца. Штраф за вождение без прав или талона техосмотра увеличивается с 50 до 300 рублей, за неисправные тормоза — 500-1 000 рублей, за непристегнутый ремень безопасности — 300 рублей. А если вы сели за руль вообще без прав, платить придется 2 500 рублей.

Кроме того, законопроект впервые вводит определение состояния опьянения. Отныне пьяным водителем будет считаться тот, у которого было обнаружено 0,3 грамма и более чистого этилового спирта на один литр крови или 0,15 миллиграмма и более на один литр выдыхаемого воздуха. Такой уровень алкоголя в крови в среднем определяется в течение двух часов после 50 грамм водки или 250 грамм вина. Пьяному придется расстаться с 5 000 рублей, а если он попался во второй раз, то вполне может сесть на 15 суток.

Важным новшеством является введение видеотехники. Это поможет эффективно бороться с такими нарушениями, как превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, а также парковки в неположенном месте (головная боль мегаполисов). Тем самым будет обеспечена неотвратимость наказания, а пошатнувшийся моральный фактор (не секрет, что многие автолюбители зачастую сами предлагают инспектору взятку) компенсируется техническими средствами.

В процессе работы над законом некоторые, вызвавшие особые протесты общественности, пункты все же были исключены. В частности, так называемая балльная система. Она предполагала, что при систематическом нарушении водителями ПДД, то есть совершении ими трех и более нарушений, которые в сумме оцениваются десятью и более баллами, — следовало лишение прав сроком на два года или арест на срок до 15 суток. Впрочем, Движение автомобилистов России отмечает, что уступка эта единственная.

«Мы, конечно, понимаем, что предлагаемые поправки в Кодекс об административных правонарушениях — не панацея, — уточнил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, — но их принятие должно сопровождаться решением, так сказать, сопутствующих проблем».

Несмотря на то что первое чтение в Госдуме лишь предварительное, наши законотворцы вряд ли решатся на серьезные поправки, считают эксперты. «Будет изъята мелочь, нам дадут лишь мелкие косточки», — отметил «Эксперту Online» вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. С ним соглашается и заместитель главного редактора журнала «Автомир» Александр Жихарев. «Драконовский закон», — в один голос твердят автолюбители.

Продиктован он благими намерениями: уменьшить смертность на дорогах. В прошлом году в ДТП погибли около 33 тыс. человек и около 300 тыс. были ранены. А в пьяном виде в прошлом году за рулем были задержаны 1 200 тыс. водителей.

Однако, по мнению многих, депутаты начали не с того конца. Первая и главная причина высокой смертности – состояние дорог. Отвратительная разбитая магистраль с одной полосой в каждую сторону, забитая фурами, без указателей населенных пунктов и приличных съездов – типичный вид любой федеральной трассы, стоит лишь отъехать на 150-200 км от Москвы. «Влияют и дороги, и сами машины (более половины авто, бегающих по нашим дорогам, имеют стаж более десяти лет), и организация дорожного движения», — соглашается Жихарев. Последнее – вторая причина высокой смертности. В большинстве городов России, в том числе и в миллионниках организация движения не менялась с советских времен, в то же время сотрудники ГАИ вообще не ориентированы на помощь участникам движения. Разбирать ДТП они уже научились, но почувствовать себя собратом автомобилиста – до этого еще далеко. Ну и третья проблема, с которой и решили бороться депутаты, – агрессивные водители.

Существует масса и других проблем. Например, повсеместно продаются права – получается, что сначала сотрудники ГИБДД продают водительские удостоверения, а затем штрафуют своих же «клиентов». Ладно еще, когда те совершают мелкие правонарушения, но когда дело заканчивается человеческими жертвами?..

Главный аргумент противников повышения штрафов – они лишь увеличат взятки гаишникам. Действительно, есть опасность того, что с повышением штрафов у кого-то увеличится и слой сливочного масла на бутерброде. Раз так, не исключено, что рост взяток станет неплохим сдерживающим фактором для желающих нарушить правила автомобилистов. «Как ни цинично это звучит, но сотрудники ДПС сейчас выполняют функции этаких «санитаров дорог», — считает Жихарев. Однако и взятки берут там, где их дают. «А это федеральные трассы и крупные города – там, где у людей есть деньги. А это далеко не вся Россия. Так что вовсе не все сотрудники ГИБДД берут на лапу», — заметил Жихарев.

Критикуют многие автомобилисты и пункт о видеозаписи на дорогах. «Почему бы не установить камеры в машинах ДПС и не вести аудиозапись?» — вопрошает автомобильное сообщество. Понятно, что все их не прослушаешь, но при возникновении конфликтных ситуаций легче восстановить истину. К тому же это станет мощным барьером в денежном потоке «водитель—инспектор». А так получается, что показания разного рода датчиков и фото-, а также видеокамер по определению будут считаться верными, водителю придется доказывать свою правоту, а владельцу машины (в случае если он не находился в этот момент за рулем) к тому же оплачивать штраф.

Кроме того, аналитики признают, что далеко не все штрафы соответствуют тяжести правонарушений и что необходимо оценивать доходы населения.

Но не стоит забывать, что закон, предложенный «Единой Россией», куда мягче многих европейских правовых норм. Например, в Японии за ряд нарушений правил можно запросто угодить на тюремные нары, в США в некоторых штатах за вождение в нетрезвом состоянии предусмотрена конфискация автомобиля с последующей его продажей с торгов. В Великобритании за превышение скорости (от 40 до 60 км/ч) автолюбителю придется выложить до 1 000 фунтов, а за вождение в нетрезвом виде – до 7 тыс. фунтов. Новый вариант КоАП «крайне либерален и учитывает интересы всех участников дорожного движения», отметил один из его авторов Владимир Плигин. Он напомнил, что депутаты внесли 62 поправки, а критике и нападкам подвергаются лишь пять из них, и в дальнейшем они, скорее всего, будут прорабатываться. В то же время с этим трудно согласиться – на деле критике подвергается едва ли не весь законопроект.

В частности, Борис Грызлов обратил внимание на то, что есть серьезные проблемы с определением степени вины: кому штраф платить, а кому в тюрьму садиться, потому как зачастую одно и то же нарушение предусматривает несколько видов наказания. Это, по мнению спикера Госдумы, дает серьезную почву для коррупции. Депутаты согласились.

Законопроекту предстоит еще долго блуждать по думским кабинетам. Ключевое чтение – второе, и к нему должны быть внесены все существенные поправки. Плигин здесь согласился: поправки вноситься будут, в том числе не исключил, что и по вопросам, которые вызвали наибольший общественный резонанс. И работы здесь — не меньше чем на месяц.

Вернуться в раздел Автомобили

Отзыв: фильм Сталинград
Отзыв про фильм Сталинград

Обман в обменном пункте
обменник на Павелецкой

Как купить б/у машину
Как купить б/у машину и не стать жертвой мошенников

Мошенники МобиМастер
Мошенники Моби-Мастер


© www.antimag.ru
2006-2017


При перепечатка материала
ссылка обязательна